Колесные диски делятся на две большие группы:
стальные и сделанные из легких сплавов.
• Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а
потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и
достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство
автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками.
К их достоинствам можно отнести довольно высокую прочность и
возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
Основные недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления (а
значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
• Легкосплавные
диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с
дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят
тепло от тормозного узла, но главное - они легкие (чем легче диски, тем
меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем
лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и
минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава
они сделаны - тут много нюансов, колесо колесу рознь.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.
• Литой диск имеет зернистую внутреннюю
структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по
колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и
потому опасных), которые рано или поздно проявят себя - от сильного
удара диск может расколоться.
• Кованый,
металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно
прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких
условиях (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его
теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется
закраина кованого колеса.
Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить
легкосплавные диски в порядке "от минуса к плюсу" по техническим
параметрам, то ряд будет таким:
• литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается);
• литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств);
• кованый алюминиевый (прочный и легкий);
• кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).
Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют
роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски (как литые,
так и кованые) - они большая редкость. Их, как правило, делают только
на заказ для спортивных машин. Цена магниевых дисков может зашкаливать
за $1000/шт.
Маркировка колесных дисков.
В маркировке колесного диска должно быть следующее:
• товарный знак производителя;
• дата изготовления (неделя и год);
• номер плавки, допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо
контролирующего органа, отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило,
для литых) и, конечно, типоразмер. Например, 5,5Jx15H2 ET30 - что это
значит?
5,5 - ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5;
6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины
могут иметь колеса и шире.
15 - монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых
машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
ET30 - вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или
DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и
крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих
плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины
вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может
создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При
увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в
тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом - дело тонкое. На тюнинговых
и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым
рядом других изменений. J и H2 - символы, нужные больше специалистам. В
J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может
быть JJ, JK, K или L). А H2 - это код конструкции хампов - кольцевых
выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания
бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...). Диаметр
расположения отверстий крепления - PCD (Pitch Circle Diameter).
Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число
отверстий - 4 (это, впрочем, видно и так). Кроме того, диск подбирают
по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину
не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов
(гаек) "на плоскость", "на сферу" или "на конус" - с этим нельзя
ошибаться.
Как определить PCD по расстоянию между отверстиями для болтов?