Суббота, 04.05.2024, 07:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход



Поиск
Статистика
Total users: 0
» Зарег. на сайте    
Всего: 0    
Новых за месяц: 0    
Новых за неделю: 0    
Новых вчера: 0    
Новых сегодня: 0    
» Из них    
     Администраторов: 0         
     Модераторов: 0
Модератор форума: 0
     Проверенных: 0         
Обычных юзеров: 0    
» Из них    
Парней: 0    
Девушек: 0    


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи, посетившие
сайт за текущий день :
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
В каком кузове вам нравиться Nissan Skyline GT-R

Всего ответов: 49
Друзья сайта

Предоставляем Вам html-код нашей кнопки для сайта. Размеры кнопки 88px×31px. Мы будем рады видеть нашу кнопку у Вас на сайте.

Тюнинг и Дизайн автомобилей


World of Energy Quantum Physics
Обмен кнопками

WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Руссификаторы, Бесплатный заказ руссификаторов
CO.KZ WebGroup
AllUnion Счётчик MyCounter
Lemky.com
Каталог сайтов AddsSites Линкотрон
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Бесплатная раскрутка

Best Of Ucoz



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Анализ сайта

PR-CY.ru Анализ сайта

Review //iskra.ucoz.com/ on alexa.com





Работа в сети


простой и удобный $$$ в Интернете

Обмен ссылками


раскрутка сайта, наружная реклама

Автоакустика <<



Ящичный вопрос, или Что такое акустическая система?


Ну, в быту все понятно: те ящики, которые подключаются к усилителю и из которых доносится звук, записанный на CD, или программа любимой радиостанции, — это и есть колонки, акустические системы, АС. В них — динамики… Но в автомобиле ситуация абсолютно иная: никаких коробок, кроме, возможно, сабвуфера (да и то не всегда) там не предполагается, объем салона ограничен, поэтому нужно с пользой использовать каждый сантиметр имеющегося пространства. Помимо того, в домашних условиях, даже если комната небольшая, вы все же можете занимать в ней произвольное положение относительно акустических систем, да и их тоже грех не подвигать, сформировав тем самым себе зону уверенного стереоэффекта. А в автомобиле вы привязаны к креслу, и все что у вас есть для формирования звукового поля — это расстояние от кресла до лобового стекла. Да еще и по центру сесть практически невозможно, там — рычаг коробки передач, так что ваше место — либо слева водительское, либо «почетное» переднего пассажира (о заднем пока скромно умолчим, там ситуация еще хуже). Вот и строй звуковую сцену как хочешь. Понятно, что в таких условиях, ни о каких ящиках и коробочках речи быть не может. Так и получается, если динамик для домашнего пользователя — отдельный элемент системы и сам по себе ценностью не является, то для нас это законченный продукт, который в таком виде и покупается и устанавливается. Установка (или по-умному — инсталляция) весьма непростой процесс, доступный профессионалам, и тема для отдельного разговора, к которой мы еще вернемся.

Все же давайте для ясности обратимся к определению, которое дают АС специалисты-электроакустики. Акустическая система (звуковая колонка, громкоговоритель) — это устройство, предназначенное для преобразования электрических колебаний в соответствующие колебания звукового давления и состоящее из одного или нескольких излучателей динамических головок, размещенных в акустическом оформлении (корпусе). У нас, как мы уже договорились, понятие корпуса несколько нивелируется, хотя объем двери в принципе можно считать таковым. АС для автомобиля — это набор инсталлированных в разные полости и изготовленные подиумы, зачастую значительно удаленных друг от друга излучателей. Они и выполняют ту самую задачу преобразования электрических колебаний в акустические, но уже с учетом особенностей салона автомобиля.

Кстати, именно динамическая головка, или динамик, продукт с практически столетней историей, и является, собственно, самым неповоротливым кораблем нашей саунд-эскадры. Было немало попыток усовершенствовать это консервативное, по сути, звено, но предлагаемые решения оказывались или слишком громоздкими, или недолговечными, или еще более неподходящими по параметрам качества звучания… В общем, электродинамический способ преобразования остается самым приемлемым и используемым до сих пор, с чем вас и поздравляем.

Высокая верность субъективизма и объективные параметры качества


Какими бы ни были указанные в паспорте системы параметры, для потребителя (слушателя) важно одно — звучание аппаратуры должно быть максимльно приближенным к естественному звучанию оригинала, будь то рок-группа, скрипка или капелла. В свое время появился соответствующий термин: «высокая верность» (на англ. — High Fidelity, сокращенно — Hi-Fi), устанавливающий минимально необходимые для этой самой верности технические параметры. Но так получилось, что понятие «высокой верности» воспроизведения подразумевает не только совершенство физически измеряемых параметров, а требует еще и субъективной оценки. Тут одно из двух, либо мы еще не все можем измерить, либо есть какой-то неучтенный фактор. Вот и не доверяют паспортным данным истинные аудиофилы и советуют слушать все самим. Появившийся позже термин high end (значение которого можно приблизительно передать как «окончательно высокий», т.е. предел качества) вообще откинул технические параметры как нечто абстрактное (хотя и подразумевал, как само собой разумеющееся, что они в норме). На вооружение встали такие термины оценки звука, как музыкальность, вовлеченность, прозрачность, сцена и т.д., которые якобы услышать можно, а измерить нельзя. Появились даже некоторые религиозные признаки: кто-то слышит и искренне верит в то, что кабель играет по-разному, например, в зависимости от направления включения, а кто-то, более прагматичный, не слышит и не верит, предоставляя логичные, на первый взгляд, физические объяснения невозможности услышать что-либо в подобном случае. Весь мир разделился на аудиофилов (верующих) и физиков (неверующих, точнее, верующих, но в силу науки) и не редки переходы из одного состояния в другое, причем поверить гораздо проще, чем потом разувериться. Истина же, как всегда посередине, и профессиональные звукорежиссеры (либо дирижеры) всегда вам расскажут, как должен звучать оркестр и та или иная звукозапись. И почему последний метр сетевого кабеля (пусть даже самой кристальной чистоты), питающего усилитель, не спасет вас от тысячи километров грязного стального проржавевшего металлолома, по которому электричество попадает в ваш дом, также как и аудиофильские межблочники не исправят корявого сведения в студии, и ничего нового не дадут МУЗЫКЕ, ведь их задача — честно передавать сигнал, а не «улучшать» его. Тут, пожалуй, стоит остановиться, дабы не смущать умы верующих и не давать пищу для ереси. Перейдем лучше к тому, что мы точно знаем и можем объяснить — к объективным параметрам.

МОЩНОСТЬ... КТО ЭТО?


...«У меня колонки мощностью 200 Вт, а магнитола 4х50. Будут ли они играть вместе?» Да будут, будут, не волнуйтесь вы так. Но еще лучше будет, если все же разобраться, что понимается и под мощностью, и под ваттами. «Мощность», по школьному определению, — работа, произведенная за единицу времени, для наших целей определение почти бесполезное. Нам удобнее по-другому, пусть и непривычно: мощность — это количество энергии, преобразованной в нужную нам форму в ту же самую единицу времени. Речь всегда идет о преобразовании, энергия никуда не девается, такая уж у нее привычка. Усилитель (пусть в магнитоле) получает готовую к употреблению электрическую энергию в форме постоянного тока от бортовой сети автомобиля и преобразует ее в электрическую, но в форме переменного тока, изображающего звуковой сигнал. Всю? Нет, примерно половину, остальное идет в тепло, отдаваемое воздуху небольшими радиаторами — сзади на магнитоле или большими — «по всему телу» у отдельного внешнего усилителя.

Динамик (пусть и притворившийся «колонкой») получает электрическую энергию в форме переменного тока и преобразует ее в механическую, теперь уже в форме долгожданных звуковых колебаний. Всю? Да как сказать... Не совсем. Коэффициент полезного действия динамика (раз уж пошли по школьному пути: отношение произведенной звуковой мощности к полученной электрической) практически никогда не превышает 0,5%. Куда деваются остальные 99,5%? А туда же, в тепло. Вообще, любое устройство, созданное человеческим разумом (а равно и волей Всевышнего), производит тепло плюс еще что-нибудь. С точки зрения преобразования энергии, динамик на 99% с копейками идентичен паяльнику. А в оставшейся половине процента — все: и басы, и верха, и детальность, и гениальные музыканты. Обидно? Да, но ничего лучше как-то не придумали.

И вот она, главная разница между мощностью усилителя и мощностью динамика: усилитель ее, можно считать, производит. А динамик — потребляет, не давая взамен, как мы только что выяснили, почти ничего.

И когда мы говорим о мощности усилителя, то речь идет о том, что ОН ДАЕТ. А когда о мощности динамика — то о том, что ОН БЕРЕТ...

Мощность


Мощность акустической системы — это параметр, определяющий, какую мощность усилителя можно на нее подать без риска повредить динамик или получить искаженный звук. И тут оказывается, что есть очень много различных мощностных показателей. Если на пальцах — то одно дело мощность, при которой колонка начинает «хрипеть», другое — когда она дымится, и третье — когда из нее вылетают куски диффузора. Если же серьезнее — в мире приняты (или применялись ранее) следующие параметры:

Номинальная мощность — максимальная подводимая электрическая мощность синусоидального сигнала, при которой нелинейные искажения не превышают установленный порог. Естественно, при этом не должна нарушаться механическая и тепловая прочность АС, что обычно выполняется. Понятие номинальной мощности устанавливалось ГОСТ 16122-78 и применялось в обозначении советских АС до 1984 года, отколе обозначения стали приводиться в соответствие с рекомендациями Международного электротехнического комитета. В зарубежной практике понятия номинальной мощности нет, а аналогом может служить мощность RMS.

Паспортная мощность (по ГОСТ 16122-78) или шумовая (по МЭК — max noise power) — мощность, при которой громкоговоритель в течение 100 часов воспроизводит «розовый шум» — шумовой сигнал, спектрально соответствующий статистическому распределению реального музыкального сигнала, — без тепловых или механических повреждений. На сегодняшний день это основной мощностной параметр акустических систем во всем мире, приводимый, обычно, в документации.

Максимальная синусоидальная мощность (max. sinusoidal testing power) — подводимая к АС мощность непрерывного синусоидального сигнала, которую она выдерживает без повреждений в течение часа. Согласно рекомендациям МЭК, изъята из употребления, однако встречается в старой документации.

Наличие необратимых механических повреждений определяют по наличию посторонних призвуков в звучании акустической системы через 5 минут после испытания. Долговременная мощность (long term input power) — мощность шумового сигнала, которая не вызывает необратимых механических повреждений при подведении ее 10 раз по 1 минуте с интервалами в 2.

Кратковременная мощность (short term input power) — мощность шумового сигнала, которая не вызывает необратимых механических повреждений при подведении ее 60 раз по 1 секунде с интервалами в 1 минуту.

Два последних параметра — весьма важны с точки зрения согласования АС с усилителем, поэтому в аппаратуре высокого класса они непременно должны быть указаны. В соответствии с рекомендациями МЭК, кратковременная мощность акустической системы не должна быть менее кратковременной мощности усилителя, а долговременная — не менее 25% от долговременной мощности УМЗЧ.

Сейчас также часто встречается термин «музыкальная мощность». Так определяется мощность сигнала частотой 250 Гц, который при воздействии на АС в течение 2 секунд не вызывает заметных на слух искажений (хрипения).

Хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что только номинальная мощность является параметром, основанным на критерии качества звучания. Все остальные базируются на критерии разрушения акустики. Вряд ли можно назвать музыкой звуки, издаваемые гибнущим от перенапряжения динамиком. Поэтому, по большому счету, как раз номинальная мощность реально определяет тот уровень энергии, который может излучать акустическая система в виде радующей душу музыки.

Следует заметить, что четкой зависимости между мощностными характеристиками громкоговорителей различных конструкций нет. Хотя очевидно, что долговременная мощность больше шумовой, а кратковременная — больше долговременной.

В общем, от всего этого голова кругом пойти может. И как, в конце концов, определить — даст ли эта акустика тот самый «мощный звук», по которому можно будет издалека узнать: в этом «бумере» едет настоящий маньяк громкого саунда? Способность АС выдать нужную громкость определяется не мощностью, а таким параметром, как maxSPL — максимальный уровень звукового давления. Если, конечно, усилок потянет. А при чем же здесь, спросите вы, тогда мощность? Самое интересное то, что есть такой не очень известный параметр, как характеристическая мощность. И она, в отличие от остальных, чем меньше — тем лучше. Потому что обозначает она мощность, необходимую для получения громкости 94 дБ на расстоянии в 1 м от колонки. Правда, обычно используется обратный параметр — характеристическая (или опорная) чувствительность. Это громкость, производимая колонкой при подведении мощности в 1 Вт. Тогда максимальный уровень звукового давления max.SPL=S+10·lgP/Po, где S — характеристическая чувствительность, P — кратковременная мощность системы, Po — 1 Вт. Видно, что колонка с чувствительностью 93 дБ/Вт·м и усилителем 12,5 Вт обеспечит ту же громкость звука, что и колонка с чувствительностью 84 дБ/Вт·м, но с усилителем 100 Вт. Поэтому, приобретая акустику, не забудьте посмотреть на уровень ее чувствительности.

Уровнем громкости, который еще не приводит к травмам органов слуха (хотя уже может причинять дискомфорт слуховых ощущений) считается 110 дБ. Такой уровень создает усилитель мощностью 50 Вт с акустикой чувствительностью 93 дБ/Вт·м или усилитель мощностью 200 Вт с акустикой чувствительностью 86 дБ/Вт·м на расстоянии 1 м. Приведенные значения чувствительности — это границы, в которые укладывается подавляющее большинство серийно выпускаемых акустических систем. Особняком стоят сабвуферы — для получения качественного звука на самых низких частотах приходится жертвовать чувствительностью, и весьма кардинально. Поэтому там и «гуляют» такие мощности с околокиловаттными значениями.

И в завершение разговора о мощности стоит обратить внимание на такой вопрос, как пикфактор. Что же это такое? До сих пор мы опускали тот момент, что в реальном музыкальном сигнале громкость не является постоянной, как в испытательном сигнале. Удары по барабанам и тарелкам приводят к кратковременным, но очень сильным всплескам сигнала. Тогда о какой громкости мы говорим? Мгновенные пики сигнала могут в сотни и тысячи раз превосходить средний его уровень. Именно поэтому и введено столько параметров мощности. Если усилитель с акустикой воспроизводят сигнал средней мощности, допустим 4 Вт, то мгновенные всплески могут требовать способности «отработать» пиковую мощность до 500 Вт. Пикфактор — это отношение максимальной мощности в пиках сигнала (отсюда и название), за исключением 3% предельных ее значений, к средней его мощности. У реального, «живого» звука (не музыкального), пикфактор может превышать 120 дБ, т.е. 1 000 000 000 000 раз по мощности. Но это в теории. Практически же возможности аппаратуры звукозаписи ограничивают его гораздо меньшими величинами. К тому же, основная задача — не абсолютно точное воспроизведение, а достижение той степени верности, при которой звучание воспринимается как естественное. Исследования, проведенные японскими звукотехниками, показали, что при средней мощности 4 Вт и способности аппаратуры воспроизводить пики сигнала до 485 Вт группа высококвалифицированных слушателей (звукорежиссеры, музыканты) оказалась не в состоянии отличить звучание реальных музыкальных инструментов от магнитофонной записи. Т.е., оказался достаточным запас по мощности всего в 121 раз. Но и это не так уж мало. Рядовые же слушатели, как выяснилось, удовлетворяются запасом по мощности от 10 до 30 раз. Вполне достижимая цифра.

Частотный диапазон


В массовой литературе обычно указывается диапазон частот, слышимых человеческим ухом, от 20 Гц до 20 кГц. Эти же цифры используются и в требованиях к аппаратуре высокой верности. Однако и в данном вопросе, прежде чем о чем-то рассуждать, необходимо четко обозначить, что мы имеем в виду. Во-первых, каким образом определяется частотный диапазон. Общепринято, что так именуется диапазон частот, в пределах которого амплитудно-частотная характеристика прибора не выходит за пределы некоторых граничных уровней амплитуды. Вот тут-то и появляется первая загвоздка. Оказывается, не существует стандартизованных величин неравномерности АЧХ, на которых основывается определение частотного диапазона. Поэтому, если некий динамик имеет частотный диапазон от 140 до 7 000 Гц с неравномерностью 3 дБ, то не исключено, что при допустимой неравномерности 14 дБ он будет иметь частотку 60–15 000 Гц, а при неравномерности 20 дБ — уже 20–20 000 Гц. Поэтому, сравнивая АС различных производителей по частотной характеристике, не будет лишним уточнить, при какой неравномерности АЧХ она имеет такой диапазон.

Ну, а вообще, какой диапазон нужен для воспроизведения высокой верности? Звуки во всем диапазоне от 20 Гц до 20 кГц на самом деле слышат очень немногие. Хотя есть уникумы, которые способны услышать и больше. Основная же масса отчетливо слышит где-то от 25 Гц до 15–16 кГц. Нелишне знать и возможности источника сигнала. Ведь и усилитель, и акустика воспроизводят только тот сигнал, который на них подается. Не считая, конечно, искажений или шумов. Речь идет о полезном сигнале. Даже если слушатель не различает звуки ниже 27 Гц (самый низкий тон большого органа) и выше 14 кГц (cow bells), субтоны и обертоны все равно ощущаются и создают тембровую окраску звука. Поскольку обеспечить высокую верность звучания сразу во всем частотном диапазоне при помощи одного динамика невозможно, акустические системы делают многополосными, когда каждая динамическая головка воспроизводит определенную полосу частот. Количество полос может быть разным, но в последнее время наиболее распространены трифонические системы: двухполосная акустика плюс сабвуфер. Причем с развитием домашнего кинотеатра схема с монофоническим субнизкочастотным каналом прочно прижилась и дома, так что «безлошадные» нас поймут. В автомобиле же, это единственный способ получить глубокий бас, ведь в дверях не создашь таких условий, как в напольной акустике, которая, кстати, тоже не всегда позволяет обойтись без саба. Что ж тогда говорить о бедных мидбасах, живущих в дверях автомобиля? Им без поддержки тем более не обойтись. Кстати, в плане субнизких частот (меньше 100 Гц) автомобильный салон здорово помогает сабвуферу. Усилий по достижению заветных 20 Гц, требуется гораздо меньше, чем для бытового устройства, где такая цифра — почти несбыточная мечта…


Copyright MyCorp © 2024 Сайты Поволжья Яндекс Портал увлекательных статей